«Назад

О состоявшейся пресс-конференции, посвященной Всемирному дню прав потребителей

О состоявшейся пресс-конференции, посвященной Всемирному дню прав потребителей

 

15 марта 2019 года в Управлении Роспотребнадзора по Магаданской области состоялась пресс-конференция, посвященная Всемирному дню прав потребителей, который ежегодно отмечается в этот день мировым сообществом.

В работе пресс-конференции приняли участие начальник отдела защиты прав потребителей Управления Людмила Колтыгина и руководитель Управления Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу Александр Круковский.

В 2019 году данный праздник проходит под девизом «Trusted Smart Products» - «Цифровой мир: надежные смарт-устройства».

Объективным драйвером роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и активное использование новых технологий распознавания лиц и отпечатков пальцев, геолокационных и облачных сервисов, связанных между собой цифровых продуктов и смарт-устройств, виртуальных помощников, обладающих искусственным интеллектом. Появление «умных» технологий приносит много возможностей для потребителей, однако существуют некоторые серьезные причины для беспокойства: отсутствие безопасности или обнаружение всевозможных сетевых уязвимостей, утечек информации, нарушение конфиденциальности личных данных и не раскрытие информации о рисках, а также отсутствие ясности в отношении того, кто несет ответственность при возникновении возможных убытков, поэтому цифровые технологии уже третий год подряд формируют тематику Всемирного дня защиты прав потребителей.

Но как же бы если современный мир уже немыслим без новейших цифровых технологий и Интернета, который проник во все сферы нашей жизни? Всемирная паутина дает большие возможности: дистанционное обучение, реализация товаров, доступ к большому количеству информации.

Потребителям необходимо повышать свою цифровую грамотность, для того чтобы можно было пользоваться всем спектром интернет-технологий, уметь находить в сети "Интернет" нужную информацию о товарах (работах, услугах), правильно ее оценивать, а также владеть навыками защиты от интернет-угроз.

Для этого потребителю необходимо обращать внимание на следующие моменты:

1.    Наличие на сайте документа, определяющего политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных сообщения либо пользовательского соглашения, которое регулирует условия регистрации на сайте и бесплатного использования его функционала.

2.    Регистрация доменных имен интернет-ресурсов в зоне ru либо рф, т.к. оператор обязан, при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации» (ч. 5 статьи 18 Федерального закона «О персональных данных»).

3.    Согласно закону, персональные данные граждан России должны обрабатываться только с их согласия, если иное не установлено другими нормами законодательства.

Интернет-магазины такое согласие получать должны, если правоотношения с пользователем не оформлены в виде акцепта публичной оферты либо в виде иных форм договорных отношений.

Получение согласия на обработку персональных данных может быть получено посредством проставления «галочки» пользователем в соответствующей веб-форме.

Однако, в случае обработки биометрических и специальных категорий персональных данных, а также при передаче на территорию государства, не обеспечивающего адекватную защиту персональных данных, согласие должно быть оформлено в письменной форме. Список стран, обеспечивающих адекватную защиту персональных данных, опубликован на Портале персональных данных.

Получение согласия на обработку персональных данных по телефону, посредством СМС-сообщений действующим законодательством Российской Федерации не установлено.

4.    Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи может осуществляться только при условии предварительного согласия субъекта.

В ходе пресс-конференции на все поступившие вопросы от слушателей были даны подробные ответы.