Защита прав потребителей во времена искусственного интеллекта

 

27 марта в Управлении Роспотребнадзора по Магаданской области состоялась пресс-конференция, посвященная теме: "Ответственный и справедливый искусственный интеллект для потребителей".

Спикерами пресс-конференции выступили начальник отдела защиты прав потребителей Людмила Колтыгина, заместитель министра здравоохранения и демографической политики Магаданской области Андрей Каличкин, представитель Северо-Восточного отделения ПАО «Сбербанк» Николай Байбаков.

Во время пресс-конференции Людмила Колтыгина отметила, что в 2024 году девиз Всемирного дня защиты прав потребителей, который отмечается ежегодно 15 марта — «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».

- Одной из основных задач Роспотребнадзора является защита прав потребителей. Искуственный интеллект (ИИ) уже прочно вошел в нашу жизнь в сфере финансовых услуг, при оказании медицинской помощи, и для обработки огромного пласта информации, такой ресурс как ИИ необходим, - сообщила  начальник отдела защиты прав потребителей Людмила Колтыгина. – В то же время потребители должны иметь возможность понимать, как принимаются решения и какую информацию использовал ИИ. Для этого важны прозрачность и понятность алгоритмов, используемых ИИ. Вместе с тем для нас самое главное, чтобы ИИ не нарушал права потребителей в сфере предоставления услуг, - подчеркнула Людмила Колтыгина.

Заместитель министра здравоохранения и демографической политики области Андрей Каличкин в своем выступлении подчеркнул важность использования искусственного интеллекта в медицине. Однако, по его словам, необходимо обеспечить ответственный и справедливый подход к использованию ИИ в медицине.

- Важна конфиденциальность, чтобы граждане имели гарантию, что их данные защищены от несанкционированного доступа или использования. ИИ основан на обработке больших объемов данных, и часто требуется доступ к личной и конфиденциальной информации, - отметил Андрей Каличкин.

Представитель Сбербанка Николай Байбаков рассказал о том, как банк использует ИИ для улучшения качества обслуживания клиентов. Он подчеркнул, что Сбербанк стремится к тому, чтобы ИИ был ответственным и справедливым, и не нарушал права клиентов. Большой интерес вызвала Языковая модель GigaChat, разработанная Сбербанком. Она умеет отвечать на вопросы пользователей, поддерживать диалог, создавать тексты и картинки на основе описаний.

Эксперты также обсудили вопросы этики и безопасности при использовании ИИ. Они подчеркнули, что необходимо разрабатывать стандарты и правила использования ИИ, чтобы обеспечить его ответственный и справедливый подход.

В целом, пресс-конференция показала, что использование ИИ может быть полезным и безопасным, если подходить к нему ответственно.