Справочник потребителя

Каждый день мы что‑то покупаем, получаем те или иные услуги. Важно, чтобы они были качественными. Чтобы получить квалифицированную консультацию по вопросу защиты своих прав потребители по всем интересующим вопросам могут обратится в Управление Роспотребнадзора по Магаданской области по номеру телефона «Горячей линии» – отдел защиты прав потребителей 8(413-2) 60-05-85; 8(413-2) 65-06-43; ежедневно с 10:00 до 17:00, перерыв с 13:00 до 14:00.

Либо обратится с письменным обращением по почте (685000 г. Магадан, ул. Якутская д. 53 корп.2), через Интернет на официальном сайте Управления заполнить форму, в том числе сайт Госуслуг, на личном приеме в Управлении, через МФЦ.

Как написать претензию нарушителю прав потребителя?

Для претензий не утверждена какая-либо форма, однако, существует ряд правил, которых следует придерживаться при составлении претензий.

В начале обращения необходимо указать кому оно адресовано (узнать правильное наименование организации или фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя (продавца, исполнителя) можно из чека. Кроме того, эту информацию можно посмотреть на сайте Федеральной налоговой службы, используя ИНН или ОГРН хозяйствующего субъекта: https://www.nalog.ru/) и данные потребителя: ФИО, контактный телефон, почтовый или электронный адрес для направления ответа на претензию.

Сведения о приобретенном товаре или о заказанной услуге (работе).

Суть претензий к товару, услуге (работе). В произвольной форме нужно изложить свои претензии к товару или услуге (работе).

Изложить конкретные требования к продавцу (заменить некачественный товар, вернуть уплаченную за товар сумму, устранить недостатки, возместить убытки, выплатить неустойку и т.д.)

В конце претензии обязательно должна стоять фамилия, имя, отчество потребителя, его подпись и дата.

Направить претензию можно любым способом, который обеспечит фиксацию вручения. Можно вручить претензию лично, но для этого её необходимо составить в двух экземплярах и потребовать от продавца (исполнителя) поставить отметку о принятии на том экземпляре, который останется у потребителя.

В случае, когда личное вручение претензии невозможно, или продавец (исполнитель) отказывается принять претензию, её можно направить по почте. В случае направления по почте рекомендуется составлять опись вложения почтового отправления.

После вручения претензии продавцу (исполнителю) необходимо выждать срок, установленный законом. Так, в случае предъявления требования о возврате уплаченных денежных средств за приобретённый товар ненадлежащего качества, этот срок равен десяти календарным дням с даты получения продавцом (исполнителем) преьензии.

Следует также отметить, что для ряда споров предусмотрен обязательный претензионный, досудебный порядок урегулирования спора:

споры, вытекающие из авиаперевозок груза,

споры, вытекающие из договора об оказании услуг связи;

споры о качестве туристского продукта;

споры о защите прав потребителей финансовых услуг;

споры о выплатах по договору ОСАГО.

 

Кроме того, по спорам о защите прав потребителей финансовых услуг обязательным является обращение к Уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг. Обращение к Уполномоченному может быть направлено через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного (https://new.finombudsman.ru/) или в письменной форме по адресу: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., д. 3.

 

Как написать жалобу в Роспотребнадзор

В случае, если права потребителя не были восстановлены при взаимодействии с продавцом или исполнителем, гражданин имеет право подать жалобу в уполномоченный государственный орган. В области защиты прав потребителей этим органом является Роспотребнадзор либо его территориальные органы.

Гражданин в своём письменном обращении в обязательном порядке указывает:

Наименование государственного органа, в который направляет письменное обращение.

Свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес (адрес электронной почты), по которому должны быть направлены ответ.

Суть обращения.

Личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов можно приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Общий срок для ответа на письменное обращение гражданина составляет тридцать календарных дней.

С подробными правилами приёма и рассмотрения обращений граждан можно ознакомиться по следующей ссылке: https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/.

 

Обращаем Ваше внимание! В информационной телекоммуникационной сети Интернет функционирует государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП), созданный Роспотребнадзором по поручению Правительства Российской Федерации.  Доступ к ресурсу осуществляется по адресу: https://zpp.rospotrebnadzor.ru.

Для удобного и эффективного использования ГИС ЗПП размещена в соответствующих тематических разделах, для перехода к которым в левой части сайта расположены соответствующие ссылки.

Наиболее ценная для потребителя информация размещена в разделе «Справочник потребителя». Справочник содержит алгоритм действий потребителя при возникновении спорных ситуаций, примеры рассмотрения типовых конфликтных ситуаций, ответы на часто задаваемые потребителями вопросы, связанные с приобретением товаров и заключением договором на оказание услуг (выполнение работ), примерные формы претензий и исковых заявлений, видеоматериалы.

Если потребителю не удалось добиться соблюдения его прав в добровольном порядке потребитель имеет право обратиться в суд (ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

 

Проверка

С 1 июля 2021 года вступило в силу новое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 1005 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей» (далее – Положение).

Новое Положение определяет порядок надзора в сфере защиты прав потребителей, устанавливает перечень должностных лиц, имеющих право проводить контроль. Большинство норм Положения основаны на новом Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

Плановых проверок в области защиты прав потребителей не предусмотрено. Однако проведение внеплановых проверок возможно при условии согласования с органами прокуратуры:

при «срабатывании» индикатора риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей (приказ Роспотребнадзора от 14.09.2023 № 635 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей»).

по основаниям непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан (постановлению Правительства Российской Федерации № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» от 10.03.2022 г. до конца 2024 года).

В соответствии с новым Законом № 248-ФЗ Роспотребнадзором проводятся профилактические мероприятия, среди которых: информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит.